Перед вами несколько советов о том, как не надо учить английский язык. Все они основаны на моем собственном опыте и призваны сэкономить ваше время и помочь вам организовать занятия оптимальным образом. Итак, если вы учите английский, не надо:
1. Пытаться услышать каждое слово
Тем, кто учит английский, часто приходится слушать аудио: диалоги, радиопрограммы и т.п. Мы с моими учениками не исключение. Но вот что я заметила: бывает, человек в самом начале записи услышит незнакомое слово – и все, дальше он ничего не слышит, пытается разгадать значение этого слова (которое, кстати, чаще всего оказывается незначительным для основного смысла). Поэтому очень важно не давать себе концентрироваться на каждом отдельном слове – вместо этого постарайтесь уловить общий смысл, в жизни вполне может случиться, что собеседник употребит незнакомое вам слово или выражение, знать все-все слова нереально, гораздо важнее уметь понять суть.
2. Постоянно исправлять свои грамматические ошибки в разговоре
Грамматика – это важно, ошибки – это плохо. Но, помня об этом, не забывайте и об основной цели ваших занятий: говорить свободно. А это невозможно, если вы будете по полминуты подбирать грамматическую конструкцию, которую хотите использовать, или не говорить вообще, боясь сделать ошибку. Лучше наделать кучу ошибок, а потом поработать над ними (самостоятельно или с учителем), чем придерживаться только привычных для вас ограниченных конструкций. Ошибки имеют тенденцию исчезать по мере того как ваши знания расширяются.
3. Заниматься один раз в неделю помногу
Это, пожалуй, первое, о чем я предупреждаю своих учеников: лучше заниматься меньше, но чаще, регулярность крайне важна. Это, кажется, знают уже все, но, увы, именно это самая большая проблема изучающих любой иностранный язык. Все мы работаем, у большинства моих учеников семьи, дети. Но быстро и успешно учатся только те, кто находит в своем перегруженном графике несколько десятков минут для английского каждый день. Соответственно, те, кто занимается только, скажем, два часа в выходные, а остаток недели не вспоминает об английском, развивается в разы (на самом деле во много раз) медленнее. Конечно, такая частота занятий тоже дает определенные результаты, но, в основном, в области теоретических знаний, в то время как разговорный язык не движется с места.
Итак: если хотите научиться говорить по-английски – занимайтесь каждый день. Не обязательно с преподавателем, хотя бы просто слушайте аудио в перерывах между делами, читайте что-нибудь, главное – не отпускайте английский от себя надолго, помните, что результаты очень быстро сходят на нет.
4. Расстраиваться, если что-то не получается
В любой, наверно, учебе важен настрой. Каждый хоть иногда сталкивается с трудностями. Но кто-то начинает ненавидеть себя за это, а кто-то относится к неудачам более легко и не зацикливается на них. Не получается? Получится. Обязательно. Иначе и не может быть. Я не встречала еще ни одного человека, который не мог бы научиться отлично говорить по-английски. И вряд ли вы тот самый первый человек, который убедит меня в обратном.
У меня была ученица, которая пришла ко мне с проблемой: она не могла понимать английскую речь на слух. Причем вообще, даже самую четкую и медленную и даже самые простые слова. При этом каким-то образом у нее был довольно хороший словарный запас, она неплохо говорила по-английски, много читала. Но стоило нам включить аудио с простеньким диалогом, она пугалась и говорила, что ничего не понимает. Совсем ничего? – уточняла я. Совсем. Надо ли говорить, что проблема здесь была скорее психологическая. Она просто «знала», что не понимает на слух, и как-то убедила себя в этом. В итоге мы потратили довольно много времени на то, чтобы «убедить» ее мозг, что слова, сказанные вслух, это те же слова, которые она отлично понимает на бумаге.
5. Заставлять себя читать неинтересный текст
Может, кто-то поспорит со мной, но я твердо убеждена, что занятия должны приносить удовольствие. Этого правила я придерживаюсь, когда сама изучаю иностранный язык, это же правило применяю при обучении других. На самом деле, я просто не представляю, как можно читать что-то, что вам неинтересно, даже на родном языке, что и говорить об иностранном. На днях я нашла в сети сборник рассказов на испанском, начала читать – и бросила, потому что какая-то муть, и я не представляю, как буду это пересказывать своему учителю, он же умрет от скуки, пока будет меня слушать.
Старайтесь находить что-нибудь интересное – хорошо бы художественную литературу, благо сейчас нет проблемы скачать подходящие книги. Проблема только выбрать. Здесь пригодится учитель, который возьмет поиск материалов на себя. Если же учителя нет, придется потратить чуть больше времени, но все равно старайтесь находить интересное.
6. Полностью полагаться на учителя
Часто встречается такая ситуация, когда человек ленится изучать английский, при этом совесть его грызет, и он решает избавиться от угрызений оригинальным способом: заплатить преподавателю и расслабиться: ведь он «учит английский», вот даже деньги заплатил, можно больше ничего не делать. К сожалению, пока нельзя закачать знания и навыки прямо из одной головы в другую. Поэтому, каким бы хорошим ни был ваш преподаватель, он может разве что направить вас в нужное русло, ответить на вопросы и упростить вашу задачу, подсказав самый короткий путь, ну еще дать вам практику общения на иностранном языке, но как минимум половина успеха зависит от вас.
Молодец!!! Мне понравилось ….Спасибо большое))))))))
Очень доходчиво и понятно!!! Спасибо.
Супер!!! Respect )))
Спасибо! Стараюсь :)
ИгорькРлЭ
Марина, спасибо за Ваш чудесный сайт! Толковые советы, как ценная информация. От себя добавлю еще один важный пункт для изучения языка — Мотивация! С ней исчезает лень и страхи «не понять» и «быть непонятым». И сразу осознаешь, какой бы способ изучения не выбрала, все пойдет на пользу. Еще раз СПАСИБО!
Полностью согласна, мотивация очень важна.
Да спасибо большое.Мне очень помогло
Спасибо за советы))) Некоторые из них я по себе заметил и буду пытаться их решить…
Thank you thicher
You are welcome :)
teacher))
Teacher
Думаю, Вашим ученикам очень повезло с учителем! Желаю Вам успехов! А за сайт и информацию, размещенную на нем, большое спасибо!
Спасибо за добрые слова!
Не сайт, а прелесть ! :-)
Особенно мне помогли, тексты с аудио. Нигде больше нет такие удачные.
Спасибо Марина !
Всего самого лучшего Вам !
Спасибо, мне очень приятно :)
Угу
Очень мудро все сказано, добавляю сайт в закладки, буду использовать для обучения ))
Дельные советы и простые ).
Добрый вечер,Марина.В школе была неплохая база в изучении английского.Но в советские времена были огромные конкурсы и я не проходила по конкурсу.Поступила в Харьковскую Академию Культуры только потому,что были те же экзамены.Это было «не моё».В 54 года появилась возможность и желание закончить Ешко средний уровень.Кроме того,стала сама заниматься(просто так).В 55 лет взяла 2 учеников и стала с ними заниматься.Сейчас у меня 7 учеников.Как-то сразу у меня сложилась своя методика преподавания (многие моменты теперь читаю на вашем сайте:например,то,что заниматься нужно индивидуально,не меньше 2 раз в неделю и т.д.)Также я не знала слово»инфографика»,а задавала детям учит стойкие словосочетания,также обьясняла отличие синонимов speak,tell,talk,say.Просмотрев сайты по изучению английского,мне ничего не понравилось.Сейчас мы читаем ваши тексты-это супер(грамотно,доступно,просто).Огромное спасибо за ваш неоценимый труд!Я очень люблю английский и пусть в 55,но моя мечта сбылась!
Вдохновляющая история! Удачи вам в преподавательской деятельности!
Здравствуйте! Мой ребенок учиться во 2-ом классе по учебнику Английский язык «Enjoy English» (Биболетова М.З.) школа 2100 учитель английского говорит писать им английские слова русскими буквами мое мнение это не правильно, но хотелось бы услышать мнение специалиста.
Вы абсолютно правы — это неправильно, вредно и вообще никак не помогает научить ребёнка английскому языку.
Спасибо!!!!
Спасибо за информацию и советы. Буду их придерживаться !!!
Спасибо! Мотивирует!!! Очень полезная статья.
Спасибо,хорошие советы.Посоветуйте,пожалуйста,что делать. я не могу никак заговорить.Читаю,слушаю все понимаю,пишу тоже хорошо,но вот разговорный дается мне трудно.Большая просьба посоветуйте что — нибудь.Спасибо!
Проще всего найти преподавателя и говорить с ним. Ещё можно найти англоязычного друга и разговаривать с ним (например, по скайпу). Также можно найти в своём городе разговорный клуб (где люди встречаются специально для того, чтобы поговорить по-английски) и ходить туда, это обычно очень недорого или вообще бесплатно. Правило тут одно: чтобы «заговорить», нужно ставить себя в такие ситуации, когда говорить придётся.
Моя бабушка мне когда-то рассказывала, что вместе с ней английский на курсах учил один интересный человек… он у них один говорил с самого начала. Ужасно, но говорил… оказалось, что языку он учился у негров… %)
Кстати.. касательно совета заниматься каждый день по-немногу. Подойдет любой способ? Я имею в виду, что иногда можно посмотреть обучающее видео, иногда посмотреть грамматику в книге, и даже почитать что-то, а в другой раз поговорить с мужем вообще (в моём случае у него есть разговорный опыт).
Это хороший вариант?
И по-поводу чтения неинтересного. Я начала читать «Над пропостью во ржи». Я знаю, что большинство книг интересны с середины, но пока мне скучно. Вот и думаю, может такие книги лучше читать на русском, а для начала искать что-то, что сразу захватывает?
«Над пропастью во ржи» — достаточно сложная кнга (во всех отношениях), поэтому читать её в оригинале стоит, если уровень знаний не ниже Intermediate — Upper Intermediate, потому что важную часть книги составляют оттенки смысла, язык, обороты, которые не всегда можно понять без многолетнего опыта чтения по-английски. Для начала я рекомендую что-нибудь попроще (не обязательно в плане лексики, просто менее серьёзную литературу). А «Над пропастью во ржи» обязательно прочитайте — на русском, а потом, если понравится, можно перечитать уже на английском.
Марина спасибо вам, редко такой интересный сайт встретишь)
Весьма дельные мысли, надеюсь, они помогут мне!
Спасибо за столь интересную статью) Вы смогли описать именно те «преграды», которые стоят перед любым человеком, желающим изучать язык. У меня так и было, что изучение языка растягивалось на длительное время, а результата как такового не было. Поэтому я взялась за голову и теперь учу английский так: смотрю сериалы/фильмы/интервью на английском (ororo.tv неплохой ресурс для этого), читаю простенькие книги (какие-нибудь коротенькие рассказы Джека Лондона, как вариант), стараюсь ежедневно учить новые слова. Использую популярные приложения типа LinguaLeo и Duolingo (каждый день по 10-15 минут дают результат, уж поверьте) и совершенствую разговорный язык на групповых занятиях (в наше время их масса, выбирайте те, что по душе вам. Я занимаюсь в englishdom). В качественном изучении языка нужно понимать с какой целью вы его учите и направить все силы на достижение поставленных целей)
спасибо большое!!!
Благодарю согласен буду стараться придерживаться данных советов
Здравствуйте! Я читаю ваши тексты с репетитором, но мне 12 лет и я читаю сложные порой я их не понимаю, а учителю стесняюсь об этом сказать! Мне не интересно и я не могу их переводить это очень сложно! Помогите и подскажите что делать!
Здравствуйте! Попросите учителя находить вам тексты по возрасту. У меня на сайте почти все рассказы рассчитаны на взрослых читателей, поэтому вам не интересно. Не надо стесняться, учитель должен вас понять. Читать должно быть интересно!
Совет №1 очень кстати! По работе приходится общаться с разными иностранцами говорящими на english. Поймал себя на мысли, что происходит как Вы описали — затык после непонятого слова. Попробую следовать рекомендации, спасибо.
Извиняюсь, почему нет функции правки комментария после отправки? Или я не нашёл эту функцию?
Боюсь, что функция редактирования комментария после отправки отсутствует. В случае чего можно написать мне, я удалю лишнее.
Добрый день, Марина Борисова!
Я из Казахстана, город Атырау. Хочу научится говорит на английском свободно, можете мне помочь в этом.
Здравствуйте, Нурзия! Помочь могу только косвенно — статьями и рассказами на сайте, — учеников я сейчас не беру.
А на кого полагаться если не на учителя. Вот мне вообще интересно учитель берет деньги за свою работу а результата 0 в итоге. Я думаю это не правильно. Мы нация потребления и за деньги хотим получать результат. Учитель продает свои знания и опыт нам. Но на деле получается что учителю важны деньги, а на ученика наплевать. Если вы заказываете ремонт у себя в доме вы же хотите получить красивую отделку и мебель, а вот представьте получите в итоге недоделанное непонятно что только черновую отделку и чистовую 50/50 и мебель не собрана. Вот это то что обычно происходит если обучаться у преподавателя. Незнаю может и есть такие которые учат, но я пока что ни одного не встретил.
Марина, а вы слышали о Методе Лозанакого? Это болгарский психолог, который еще в совковые времена разработал методику обучения иностранным языкам для спец курсов.такие курсы были в Москве
Лозанского
Нет, не слышала о нём раньше. Сейчас только прочитала в Википедии — сказать ничего не могу, потому что не сталкивалась с людьми, обученными таким методом.
Вы учитель от Бога! Спасибо Вам ! Все чётко и в точку !!
Спасибо за добрые слова!
Спасибо, я читаю ваши статьи и мне нравится всё. Как бы хотелось быть вашей ученицей по изучению английского.
Спасибо, мне очень приятно, что вам нравится! К сожалению, я сейчас не занимаюсь преподаванием.
My English is good
Статья отличная, особенно мне понравилось про то, что учитель за вас не сможет выучить Эта самая распространённая, на мой взгляд, ошибка.
Спасибо Вам за мотивацию и преодоление страха.
И вам спасибо, что читаете!
Марина, и снова здравствуйте! Подскажите пожалуйста такой момент: вот если заниматься ежедневно — допустим, аудированием — какая длительность занятий будет оптимальной? Тут я не про 10-15 минут говорю, а от часа и выше — к примеру есть ли разница между занятиями 1 час в день и 3 часа в день? Или после после того, как преодолевается некоторая определённая длительность занятия — например, час или полтора, в дальнейшем при увеличении времени КПД практически не увеличивается? И ещё. Как оптимальнее делать — заниматься сразу с глубоким погружением, пару часов подряд ни на что не отвлекаясь — или разбить блоками по 20-30 минут несколько раз в день? Есть ли разница, и если да — то как эффективнее?
К сожалению, у меня нет данных исследований на эту тему, поэтому я не могу ответить. С точки зрения опыта и здравого смысла скажу: выберите тот режим, который будет вам более комфортен, который не будет вызывать чрезмерного напряжения. Если вы способны сосредоточенно работать пару часов подряд, делайте так, но если это вызывает у вас, например, усталость или головную боль — короткие сеансы несколько раз в день ничем не хуже.
Проблема многих современных людей в том, что они в принципе не могут сосредоточенно работать больше 15-30 минут. Не знаю, почему так. Раньше умение сосредотачиваться на чём-то длительное время считалось нормой.
Если бы ваши советы да в школе, а еще лучше в ВУЗЕ, а то толку было мало: 6 лет в средней школе, 5 лет в ВУЗЕ и все без толку. Оказывается, что очень много зависит от преподавателя и его системы обучения. Как говорят, респект и уважуха за ваши советы и ваш труд.
Спасибо за добрые слова!