Ходите на курсы английского? Бросайте это гиблое дело. Несколько лет назад я сама вела несколько таких курсов и никому не рекомендую тратить время таким бездарным образом. Нет, конечно, если вам совсем нечем заняться, у вас полно времени и денег, и вы любите компанию – курсы рано или поздно вполне могут повысить ваш уровень владения языком, но… скорее поздно, чем рано. И вот почему.
1. Разные уровни в одной группе. Как бы тщательно ни проводилось тестирование и отбор, в группе из 6-7 человек кто-то всегда знает английский лучше, чем остальные, кто-то – хуже, а кто-то знает нормально, но использовать знания не умеет, и учителю приходится тормозить прогресс всей группы, чтобы отстающие могли угнаться за успевающими. По сути, скорость обучения всех студентов в группе – это скорость обучения самого слабого ее участника.
И хорошо еще, если студентов и групп много, и их более или менее адекватно распределяют по уровням. А часто бывает и так, что группу набирают из людей с такими разными возможностями в плане английского, что некоторым в процессе занятий неизбежно становится скучно, в то время как другим – слишком сложно, и тут уж учитель разрывается между первыми и вторыми, что совсем не повышает качество образования.
2. Организация учебного процесса. Даже если группа полностью состоит из взрослых людей, и каждый студент сам по себе солидный человек, менеджер, начальник и т.п., собравшись вместе, эти люди все равно превращаются в лайт-версию детсадовской группы: они отвлекаются друг на друга, у них завязываются (или уже существуют) какие-то отношения. Одни пытаются показать себя в наилучшем свете, другие, наоборот, стесняются и молчат все занятие, в общем, стандартный набор человеческих поведенческих паттернов, которые успешно преодолеваются при индивидуальных занятиях, но сильно мешают при групповых.
3. Время. При продолжительности одного занятия, скажем, в полтора часа и количестве студентов в шесть – десять человек, сколько времени учитель может уделить каждому? Правильно, немного. А ведь изучение иностранного языка – это прежде всего практика, одной теорией здесь не обойдешься. За время занятия каждый студент должен иметь возможность поговорить по-английски, задать вопросы, выслушать исправления своих ошибок – на все это в группе просто нет времени.
Сторонники групповых занятий часто аргументируют тем, что студенты могут говорить друг с другом, развивая при этом навыки общения на иностранном языке. Может быть, в теории это и так. Но на практике общаться по-английски они еще толком не умеют, поэтому разговаривать им лучше с учителем, а в группе времени на это бывает недостаточно.
4. «Общая гребенка». Разным людям подходят разные приемы в обучении. Кому-то надо подробно, наглядно объяснить грамматику, другой же воспринимает ее интуитивно. Кто-то предпочитает, чтобы его учили «как ребенка», то есть, развлекали и заинтересовывали в процессе обучения, другому все эти игры кажутся бессмысленными. Кто-то лучше воспринимает информацию на слух, кто-то – через изображения. Но в группе вас много, а учитель один, поэтому вы будете учиться «средним» способом. Не самым эффективным для вас, это точно. И не самым удобным для преподавателя. Просто самым универсальным.
Когда-то у меня не было выбора, мне нужна была работа, и я преподавала английский в группах. Теперь я преподаю только индивидуально, и, поверьте, разница просто огромная. Теми навыками, которым вы месяцами будете учиться в группе, на индивидуальных занятиях вы овладеете за несколько часов. Да, индивидуальный преподаватель бывает дороже, но, во-первых, не всегда – языковые школы берут порой довольно большие деньги, ведь им надо оплачивать помещение, административных работников и все такое, плюс получать прибыль, так что учителю платят лишь небольшой процент от той суммы, которую вы отдаете школе. Во-вторых, даже если вы заплатите за индивидуальные занятия больше, с учетом скорости и качества обучения вы все равно сэкономите, и немало. Поэтому я, хоть убейте, не вижу преимуществ хождения на такие курсы. Сама я для изучения языка предпочитаю нанять преподавателя, хотя бы на полтора-два часа в неделю, и параллельно заниматься самостоятельно, используя материалы из интернета и общаясь на изучаемом языке в Скайпе.
Подписываюсь под каждым словом!!!
Thank you very much! Very usefull website!!
«..Превращаются в лайт-версию детсадовской группы» — это очень точное определение! Языковые курсы по своей форме — это все тот же урок в средней общеобразовательной школе.
I disagree with your opinion about english classes. I go to special course in MGIMO. First time i met with it when i had low-low pre-intermediate level. Now i have good intermediate. It took me half a year and 8000 rubles. All depends on what kind of course do you have and of course where.
Ну, честно говоря. ошибок у Вас немало и слишком простых…
Видимо, курсы не так уж много следили за четкостью выполения заданий
Как жаль, что Вы не назвали их. Я насчитала только две! ,после трех лет обучения на трех различных курсах! Ничто не помогает и никто! На частные уроки пока нет денег, к сожалению!
Я насчитала 7 ошибок :)
Я уже преподаю деткам более 8 лет в группах и уровень c1 в 10 классе,это отличный результат.
Могу согласиться с тем,что многие курсы не ставят таких серьезных целей,так как идет отсев из за того,что дети далеко не все готовы трудиться.
То есть экономически невыгодно!
I fully agree with you
Судя по большому количеству ошибок в вашем тексте, вы очень завышаете свой уровень. Надо быть более самокритичным. До «good intermediate» (как вы выразились) вам ещё очень далеко. Успехов в освоении языка!
Well, the best way to check if the courses are useful or not is to work as a teacher yourself:))) It really takes the teacher hell of time and energy to get ready for the lesson, and he or she gets approximately one fourth — or even less — of the total sum that all the students pay. You must have been really lucky if you managed to come across the group and that very teacher teacher that really suits you, but plenty of my own students gave up English courses just in order to find a tutor. That explains the general tendency, doesn’t it? :)
It certainly does. Moreover, I, being a keen language learner myself, always try to find a tutor, at least for one or two hours a week.
And — yes, the teacher of Anton’s group has forgotten to explain the embedded questions, the phrasal verb «to come across» and the articles. As for me, this kind of mistakes shows that very pre-intermediate level he mentioned:(, not the intermediate one. Alas.
Если вы плохо преподавали ,не значит что все теперь должны только с репетиторами))) Занималась на курсах в БигБен,преподаватель была просто умничка,обучение полностью на английском,все доступно и понятно,группа ровная была,всем общаться можно в группе только на английском,как можешь так и объясняйся,хоть жестами,тебя потом поправят,в какойто момент поймала себя на мысли что иду по улице и все свои мысли пытаюсь перевести на английский,если не получается пытаюсь перефрормулироватьнайти синонимы и перевести,мой разговорный продвинулся очень сильно,до этого занималась с репетитором,грамматика была а говорить не могла,всё от учителя зависит
Вне всяких сомнений, всё зависит от учителя. Но подумайте: если вам повезло и вы нашли хорошего учителя, как он быстрее научит вас говорить — в группе или при индивидуальных занятиях?
Полностью согласен.
Спасибо большое за статью. Совершенно согласна с ее содержанием. Если учитель действительно хорош и умеет донести до аудитории не только информацию, но и страсть, может появиться искушение заниматься языком только в аудитори, стараясь запомнить максимум и потом не тренироваться дома. Никогда не посещала курсов, поскольку мои увлечения языком носят временный характер — увлечения хватает на 10-12 занятий. К тому же, как Вы писали, заниматься индивидуально все лучше, чем коллективно. Заканчивала курсы операторов ЭВМ — в группе было 10 человек, достигших разного уровня работы с текстовым редактором MW.
Очень нравится Ваш сайт, но позвольте не согласиться с этим постом. Я два раза ездила учиться на курсы в США, и та атмосфера, и умение с которым преподают учителя на языковых курсах очень помогают улучшить говорение. Язык — это живая субстанция, одним знанием грамматики сыт не будешь, нужно говорить и говорить, и когда ты в группе и все говорят на английском, волей не волей ты втягиваешься в этот процесс и практикуешь и практикуешь говорение. Беглого разговорного быстрее достигнуть на таких вот курсах, нежели один на один с преподавателем. ИМХО
Здесь речь идёт исключительно о курсах английского в России, об обычных языковых школах, которых множество в каждом городе. Зарубежные курсы «с погружением» — другое дело.
Думаю индивидуальные занятия эффективнее.
Добрый день. Абсолютно согласна с автором статьи — групповые занятия — это трата времени. Тем, кто считает, что зависит все от преподавателя и кто-то достиг отличных результатов на курсах в Биг-Бэн могу как преподаватель сказать только одно: лично вам повезло, что вы с преподавателем общались на «одном языке» с точки зрения психологии. В каждой группе есть ученики, которые идеально находят точки соприкосновения с преподавателем, но людей много и все разные — а как же быть с остальными? Разумеется, преподавателей обучают всем техникам и приемам преподавания, но в действительности на каждого уходит несколько минут живой практики. Более того, взрослые люди редко признаются, что какую-то тем у не до конца поняли, а в практике это ой как хорошо видно, и хороший преподаватель остановится на этом человеке с целью повторного объяснения, а остальная группа ждет. Так что, уважаемые обучающиеся, не торопитесь во всех грехах обвинять преподавателей, просто поверьте, что система преподавания в группах — это гораздо хуже, чем индивидуальные занятия.
Здравствуйте, я только только начала изучать язык, но полна вдохновения, в детстве учила и не выучила другой язык(
Хочу сказать большое спасибо Вам за ваш труд!!!!!!!!!! Не удаляйте себя с сайта как планировали. Сайт просто супер!!!!Очень интересный!!! и в нем очень уютно как у в гостях у хорошего и обаятельного человека)))
Спасибо за добрые слова! Я ни в коем случае не удалюсь с этого сайта, потому что это мой сайт и кроме меня его никто поддерживать не будет :)
Даже наоборот, планирую ввести новые возможности: тест на знание английского (составляю его сейчас), уроки и другие приятные полезности.
Привет Марина! Я хотел узнать вы еше занимайтесь этим сайтом?
Привет! Да, занимаюсь. Давно ничего нового не публиковала, потому что в последние месяцы не хватает времени.
Присоединяюсь к Наталье «очень уютно как у в гостях у хорошего и обаятельного человека)))». Вас очень интересно читать. Спасибо большое за Ваш труд.
Большое спасибо! Приложу все усилия, чтобы на сайте всегда было уютно и приятно находиться.
Марина. вы всё верно разложили по полочкам, от себя хочу добавить что ещё и когда индивидуальное занятие оплачивается преподавателю не меньше, а то зачастую и больше, чем занятие групповое, то и старания соответствующие. Все мы люди и этот фактор тоже немаловажен, каким бы добросовестным преподаватель не был.
Если честно, не понял о чём статья. Какие-то очевидные вещи расписаны, и всё. Если есть деньги на индивидуальные занятия — разумеется, они предпочтительнее. Так было всегда и так будет. Это не нуждается в каких-либо доказательствах. Аксиома.
Но если у тебя есть мечта выучить английский, а сейчас ты работаешь на заводе в период жёсткого кризиса и получаешь 6,5 тыс в переводе на рос.руб.,, то об индивидуальном преподавателе говорить не приходится. Да, господа. Такова жизнь.
С другой стороны, если искать кого-то за гроши, то можно нарваться на какого-нибудь школьного препода советской закалки, никогда не говорившего с носителями языка и заставляющего учить сонеты Шекспира в оригинале. Лучше уж курсы.
Помнится, в общеобразовательной школе если человек не догоняет со всем классом — он ходит дополнительно к репетитору.
Если человек имеет способности к обучению выше среднего — этот же учитель дает ему дополнительные задания (или опять же репетитор). Таким образом, групповое обучение направлено на средний уровень, а не на самый слабый, как указано в статье.
Групповое обучение дает возможность объективно оценить свои знания, сравнить со знаниями других, коммуницировать со всеми уровнями английского языка.
К тому же и преподавать индивидуально намного легче, чем в группе. Так что не стОит так однозначно высказываться о групповом обучении.
Марина, сайт полезный и интересный. но некоторые утверждения носят слишком категоричный характер. Например, выказывание «Почему курсы английского – пустая трата времени”
.Я уверен, что тот высокий уровень знания языка, который Вы имеете — заслуга обучения в группах: Сначала Вы обучались в спецшколе, затем в ВУЗе, а там обучение проходило в группах..
Тут дело не в противопоставлении индивидуального и группового, а в интенсивности занятий, мастерстве учителя и индивидуальных особенностях обучаемого.
Хожу на курсы второй год. Для себя выбрала не сетевую школу. Экономия+ ближе к дому. Согласна, что атмосфера » воскресные посиделки с подружками». НО это не мешает изучению языка.
По поводу разного уровня, согласна, вначале все разные, кто-то говорит, у кого-то словарный запас хороший, кто-то читает бегло, но замечали ли вы что через пол года отсеиваются слабые и ни к чему не стремящиеся ученики? У них просто нет ни результатов ни стремления их достичь, а деньги просто так и время никто не хочет тратить вот они и бросаю. Итог остаются люди почти одного уровня.
Я за курсы руками и ногами, потому как я вижу результат других, как плохой так и хороший, я стремлюсь, я тянуть за сильными и не хочу быть в числе отстающих, для меня это самый серьезный стимул.
Спасибо Вам Большое за сайт!!!
И вам спасибо — что поделились мнением.
Очень интересно. Я на данный момент преподаю как индивидуально, так и в группах. И самой мне нравятся занятия индивидуальные, но бывают такие кейсы студентов, которые на единые с тобой вообще не пытаются даже что-то сделать, переносят занятия, с домашней тянут, а как только их переводишь в группу, тут же собираются, все делают, стараются, ибо стыдно перед другими) Anyway, Спасибо Вам за то, что делитесь опытом! Очень полезно !
Добрый день!
Сайт очень понравился, спасибо.
Возможно ли индивидуально заниматься с вами?
В данный момент я не беру учеников, к сожалению.
П.С. Да, сама оба языка выучила на платных курсах, весьма довольна результатом. Базу английского правда получила в школе, но это был как раз пример негативный, потому что наша учительница была просто каким-то ахтунгом.
Марина, полностью согласна с Вами, так как сама являюсь преподавателем. Вот уже 8 лет работаю в школе, иногда (во время отпуска летом) работала на курсах. Подписываюсь под каждым Вашим словом! И хочу добавить слабую организацию курсов. Одна из организаций, куда меня пригласили работать на лето, управлялась моей знакомой, которая имела экономическое образование. Во время учебы она прошла курсы переводчиков и теперь преподает! Правда только малышам и детям до 7 класса, других она не берет — не хватает знаний и опыта. Со мной работали в «команде опытных педагогов высокой квалификации» (эта ложь с ее сайта) девушка-экономист, которая одно лето проработала в США в Макдональдсе — там она выучила язык!!! Работали также девушки-студентки. В общем, методики нет никакой!
В другой организации я увидела почти то же самое, правда директор — женщина, окончившая ФИЯ, но не преподававшая ни одного дня ни в школе, ни где бы то еще. Среди опять-таки «опытных преподавателей» был носитель языка (экономист-афроамериканец), мужчина, проживший в США некоторое время, девочки-студентки. Опять НИКАКОЙ МЕТОДИКИ я не увидела! А ведь люди идут на курсы, чтобы получить знания, и платят денежки, иногда весьма хорошие!
Я ни в коем случае не делаю рекламу себе, но клиентам необходимо спрашивать, что за преподаватели работают. Для директоров курсов сами курсы — бизнес, им неважно, как, им важны деньги. Они не особо держатся за преподавателей, да и опытные учителя к ним и не пойдут в 70% случаев, если только не пригласят, как меня.
Спасибо, что поделились опытом. Это же, к сожалению, наблюдаю и я. Хотя сама я последние пару лет не преподаю даже индивидуально, но, судя по рассказам знакомых, ситуация и сейчас не изменилась — очень много предложений, а шансов, что повезёт с курсами, всё меньше.
Нет, преподаватель по скайп тоже не вариант, так же пустая трата времени и денег. По своему личному опыту сужу.
Я не думаю, что курсы английского языка — такая большая проблема. В школе больше студентов, чем на курсах, а уровень знаний также различен. Учитель должен адаптироваться к работе со студентами, имеющими различный уровень знания определенного языка. Как тогда школы имеют хороших и успешных студентов с точки зрения изучения иностранного языка?
Кроме того, это не обязательно означает, что каждый, кто приходит на курс иностранного языка, заинтересован в обучении. Люди ходят по курсам по разным причинам. И т.д.
Я изучаю русский язык для себя, и у меня есть успех. Конечно, мне гораздо больше нужно учиться, но ни один курс не замедлит мой прогресс.Кроме того, я никогда не преподавал русский язык в школе. кто хочет — находит способ.
» Я никогда не учил русский язык в школе»
Целеустремлённый, мотивированный человек, привыкший самостоятельно учиться, конечно, способен извлечь пользу из любых источников информации, в том числе курсов. Но большинство людей, к сожалению, не такие: они привыкли учиться «пассивно», привыкли, чтобы их учили, и в расчёте на это записываются на курсы. И очень часто испытывают разочарование. Потому что курсы — это не индивидуальные занятия, на курсах гораздо больше самостоятельности требуется от учеников. Если на индивидуальных занятиях есть шанс, что тебя «научат», то на курсах скорее всего придётся «учиться самому».
Только глупые люди ходят на индивидуальные уроки. Самые умные посещают груповые. А вообще в статье написано реально правдивые доводы, сам с ними столкнулся. Но как ни верти, а фраза ‘Почему курсы английского – пустая трата времени» это уже перебор. При индивидуальном подходе и хорошем учителе курсы действительно могут подтянуть язык, хоть и самостоятельную домашнюю англ практику никто не отменял.
не понравилось да? Ну как можно учить без календарного плана. за 36 часов невозможно подготовить ученика к AILT. Да ещё без календарного плана. Без плана невозможно отследить чему учат детей. На любых курсах требуйте календарные планы. Без календарных планов не учёба , а обман.
Как ни странно, но на начальном уровне лучше всего посещать курсы. Базовые навыки закрепляются примерно так же, как и с репетитором (кстати, чужие ошибки лучше слышатся именно в группе, что логично). По мере роста надо пытаться сдавать не только контрольные тесты, но и с определенного уровня — независимые тесты. На основании которых будет ясно, где и что у вас не дотянуто. После уровня intermediate было бы идеальным поработать с хорошим репетитором, после опять пройти независимый тест. Далее есть смысл поработать в группе с upper-intermediate. Как правило, это уже достаточно сильные обучающиеся, многие имеют серьезный набор профессиональной лексики. Дойдя до уровня Advanced A и пройдя его, есть смысл смело идти уже к профессиональному репетитору, ориентированному на подготовку и шлифовку навыков языка. Как правило это только носитель языка. У меня этот путь занял примерно 5 лет практически непрерывного обучения по такой схеме.(Группа-Репетитор-Независимый тест-Группа-Репетитор-Независимый тест). И да, это очень дорогое обучение. К сожалению.
Марина Борисова, вы выразили свою точку зрения по данной проблеме, в частности, обучение английскому в условиях групповых занятий. Было бы неплохо, если бы вы, прежде чем писать подобные статьи, прочли бы такие книги, как: «Обучение иностранным языкам в трудных условиях» Майкла Уеста, «Устный или беспереводный метод обучения иностранным языкам» Гарольда Палмера, а также учебник английского языка Эккерсли, где у Мистера Присли 6 учеников и как они с интересом занимаются. Также, узнайте, как обучают иностранным языкам в спецзаведениях, скажем, при КГБ или ФСБ или что-то в этом роде. Идеально, эт когда групповые занятия сочетаются с индивидуальными. Сузествует также такое понятие как индивидуальный подход в процессе групповых занятий итд. Я думаю, что своей статьей вы показали свой бедный уровень владения современными технологиями обучения иностранным языкам. Я уверен, что вы не владеете ни одним методом, кроме грамматико-переводным, чем страдают все репетиторы. Вы скептик по части групповых занятий, возможно в силу негативного опыта, возможно, вы отъявленный интроверт-дева.
Интроверт? — несомненно. Дева? — ни в астрологическом, ни в физиологическом смысле, смею вас заверить :))
Наймите частного астролога. Он составит вам звездную карту, которая лучше расскажет, кто вы на самом деле. А рекомендуемую мною литературу почитайте.
Спасибо за рекомендацию.
Я прямо всё ждал, что Ваш оппонент и окажется этим частным астрологом, так удачно подвернувшимся, чтобы спасти Вашу жизнь ))))))))))) Не моего собачьего ума дело давать советы типа «никого не слушайте, you’re simply the best и т.д.». Но Вы, действительно, совершенно правы в Вашей статье. Всё остальное, IMHO, — просто удачные случаи отдельных счастливцев, у которых судьбоносно всё совпало: группа из ровных учеников и супер-препод. Желаю Вам удачи; Вы, действительно, simply the best! :-)
Спасибо за добрые слова :)
Да, именно таким образом все и обстоит…
Marina, hi! Your site is great! You are right in every detail! I have been teaching English both in Russia and the US for many years. People are the same everywhere, Teachers, for the most part, are professionally levelling up after some years of practice. The main thing is to assess the efficiency factor of a given teacher working with this or that student. If I don’t «click» with a student, no matter the level, I will always find a way to refer him/her to a colleague as tactfully as possible. Wishing you luck and inspiration, GI
Thank you for your kind words!
Марина, и снова здравствуйте!
Интересная статья, и перечитываю её я уже далеко не в первый раз — позвольте тоже отметиться. И так…
Во-первых хочу сказать, что индивидуальные занятия действительно лучше, чем групповые — во всяком случае когда группа большая. А вот если в группе 3-4 человека, включая вас самих, то тут уже далеко не факт. И если другие участники приблизительно одного с вами уровня, то малая группа будет столь же эффективна, как индивидуальное обучение, а может быть даже круче! Действительно, в такой группе ты разговариваешь не с одним, а с несколькими РАЗНЫМИ людьми — т.е. слышишь разные голоса, привыкаешь воспринимать разные темпы речи и произношение (ведь у всех они отличаются!), у разных собеседников разный словарный запас и разные любимые речевые конструкции — и т.д. Всё это, несомненно, идёт на пользу. К тому же в подобных группах действительно возникают неофициальные товарищеские отношения — это тоже может мотивировать людей заниматься усерднее, т.к. одно дело выглядеть плохо перед посторонними людьми, другое — перед хорошими знакомыми.
Во-вторых — и это уже говорилось выше — индивидуальное обучение действительно дорогое удовольствие, и его банально себе не все могут позволить. Выбор зачастую не стоит между «позаниматься с преподавателем индивидуально» и «походить в языковую группу» — выбор стоит между «походить в группу» и «заниматься полностью самому». И лучше уж хоть какие-нибудь курсы, чем никаких — ИМХО. Хотя не менее половины от всей работы по обучению человек должен делать самостоятельно, у себя дома — и это тоже вполне себе очевидно.
Здравствуйте, Евгений!
Согласна с вами в том плане, что, если выбор стоит между групповыми занятиями и отсутствием занятий, очевидно, что нужно выбирать групповые. Что касается размера групп и эффективности обучения — я основывалась исключительно на собственном (неизбежно весьма ограниченном) опыте: на практике такие группы чаще всего оказываются гораздо больше, чем 3-4 человека, а уровень владения английским у каждого студента — гораздо ниже среднего уровня, необходимого для эффективного обмена опытом. Конечно, если дело происходит, например, на курсах интеграции в англоязычной стране, где собрались иммигранты из разных стран, с разными акцентами, а преподаватели и их методика специально нацелены на скорейшее преодоление языкового барьера, и к тому же учащиеся в свободное от занятий время окружены англоязычной средой повсюду — и на работе, и на отдыхе — то тут группа может быть не менее эффективной, чем индивидуальные занятия. Но я писала о типичных курсах в России, где, увы, ни одно из этих условий обычно не соблюдено. Впрочем, с моим мнением можно и нужно спорить при наличии иного опыта — я буду только рада, если окажется, что сейчас положение на этом рынке изменилось по сравнению с ситуацией шесть-восемь лет назад, которую я описывала в этой статье.
Такое смелое утверждение, как «Курсы- пустая трата времени» разбивается одним простым аргументом: студенты лингвистического университета как-то же умудряются освоить английский на высочайшем уровне В ГРУППЕ))) Да, там не 20, а 10 человек, но та же группа. Не надо мне писать, что у каждого свой результат. Да, свой, но в целом, значительно выше всех остальных. Язык- личное вложение сил, средств и времени. Это можно делать в любом формате- хоть индивидуально, хоть в группе.
Студенты университета тратят на это гораздо больше времени, чем час-полтора пару раз в неделю.
В комментариях интересная точка зрения рассматривается, что, дескать, если совсем начальный уровень, то лучше посещать именно курсы. Не знаю, возможно, это со мной что-то не так, но лично я при изучении английского языка на курсах сталкивался с такой проблемой, что преподаватель тянулся скорее более к сильным ученикам, нежели к слабым (а я был как раз тем самым слабым учеником). На курсы хоть и набирают студентов одного уровня, но оказывается, что кто-то в данный момент еще учится в ВУЗЕ и изучает английский дополнительно, а ты, пень старый, же уже давно закончил его (ВУЗ) и уровень у вас разнится довольно заметно. Спустя несколько месяцев посещения таких курсов ты начинаешь замечать, что определенная часть студентов неплохо владеет английским, а ты по-прежнему делаешь все те же ошибки да и мало того, вопросов становится все больше и больше. Преподаватель видя, что большая часть группы вполне неплохо справляется с заданиями, не сильно то и стремится заострять внимание на более слабых учениках, ведь в дальнейшем работать с большинством будет гораздо проще, нежели тянуть откровенной слабых учеников. К тому же, когда ты наблюдаешь за результатами других, к тебе приходит довольно неприятное осознание того, что ты находишься в аутсайдерах. Какие бы у тебя не были стальные нервы, но сей факт явно омрачает тебя и сбавляет градус твоего азарта. Переходя на следующий уровень наблюдается еще более веселая ситуация, практически все слабые ученики «отваливаются» и ты дальше, как белая ворона, сидишь на таких занятиях наряду с прожженными учениками. Примерно на среднем уровне английского языка уже приходится мирится с тем, что дальше заниматься нормально ты уже не сможешь, потому что банально «не тянешь». Мне вот было очень тяжело, потому что другие вполне понимали, что происходит на занятиях, а я же находился в какой-то фрустрации. Эх, нужно было учить в свое время, не зря ж говорят, что учиться нужно, пока молодой….
Еще интересная точка зрения, что, мол, ЗП не у всех позволяет нанять репетитора. А вы вот скажите, ну походите вы на такие курсы 3-4 года, да, заплатите меньше, но если вы ни «бэ», ни «мэ» толком сказать не можете после таких курсов на английском, для чего вы столько времени убивали?
Еще одни доводы в пользу того, что на групповых занятиях ты учишься гораздо быстрее — ну не знаю, когда в группе вас 10 человек и преподаватель не успевает вас всех вместе прослушать, вы то конечно можете беседовать между учениками, только вот то, что говорите вы неправильно и с ошибками не сильно вам и поможет. Ну раз-два вас преподаватель конечно может поправить, но не чаще.
Лично я, все же, считаю, что курсы это не совсем бесполезная вещь, но туда нужно идти именно тем, у кого уже есть какая-то наработанная база, плюс энергичным и озорными людям. Потому что с вами никто не будет нянчиться и разбирает каждое слово. Насчет того, что есть более сильные ученики и им становится в тягомотину, такое тоже есть, но я не был на этом месте, поэтому мне трудно об судить.