Почему курсы английского – пустая трата времени

Ходите на курсы английского? Бросайте это гиблое дело. Несколько лет назад я сама вела несколько таких курсов и никому не рекомендую тратить время таким бездарным образом. Нет, конечно, если вам совсем нечем заняться, у вас полно времени и денег, и вы любите компанию – курсы рано или поздно вполне могут повысить ваш уровень владения языком, но… скорее поздно, чем рано. И вот почему.

1. Разные уровни в одной группе. Как бы тщательно ни проводилось тестирование и отбор, в группе из 6-7 человек кто-то всегда знает английский лучше, чем остальные, кто-то – хуже, а кто-то знает нормально, но использовать знания не умеет, и учителю приходится тормозить прогресс всей группы, чтобы отстающие могли угнаться за успевающими. По сути, скорость обучения всех студентов в группе – это скорость обучения самого слабого ее участника.

И хорошо еще, если студентов и групп много, и их более или менее адекватно распределяют по уровням. А часто бывает и так, что группу набирают из людей с такими разными возможностями в плане английского, что некоторым в процессе занятий неизбежно становится скучно, в то время как другим – слишком сложно, и тут уж учитель разрывается между первыми и вторыми, что совсем не повышает качество образования.

2. Организация учебного процесса. Даже если группа полностью состоит из взрослых людей, и каждый студент сам по себе солидный человек, менеджер, начальник и т.п., собравшись вместе, эти люди все равно превращаются в лайт-версию детсадовской группы: они отвлекаются друг на друга, у них завязываются (или уже существуют) какие-то отношения. Одни пытаются показать себя в наилучшем свете, другие, наоборот, стесняются и молчат все занятие, в общем, стандартный набор человеческих поведенческих паттернов, которые успешно преодолеваются при индивидуальных занятиях, но сильно мешают при групповых.

3. Время. При продолжительности одного занятия, скажем, в полтора часа и количестве студентов в шесть – десять человек, сколько времени учитель может уделить каждому? Правильно, немного. А ведь изучение иностранного языка – это прежде всего практика, одной теорией здесь не обойдешься. За время занятия каждый студент должен иметь возможность поговорить по-английски, задать вопросы, выслушать исправления своих ошибок – на все это в группе просто нет времени.

Сторонники групповых занятий часто аргументируют тем, что студенты могут говорить друг с другом, развивая при этом навыки общения на иностранном языке. Может быть, в теории это и так. Но на практике общаться по-английски они еще толком не умеют, поэтому разговаривать им лучше с учителем, а в группе времени на это бывает недостаточно.

4. «Общая гребенка». Разным людям подходят разные приемы в обучении. Кому-то надо подробно, наглядно объяснить грамматику, другой же воспринимает ее интуитивно. Кто-то предпочитает, чтобы его учили «как ребенка», то есть, развлекали и заинтересовывали в процессе обучения, другому все эти игры кажутся бессмысленными. Кто-то лучше воспринимает информацию на слух, кто-то – через изображения. Но в группе вас много, а учитель один, поэтому вы будете учиться «средним» способом. Не самым эффективным для вас, это точно. И не самым удобным для преподавателя. Просто самым универсальным.

Когда-то у меня не было выбора, мне нужна была работа, и я преподавала английский в группах. Теперь я преподаю только индивидуально, и, поверьте, разница просто огромная. Теми навыками, которым вы месяцами будете учиться в группе, на индивидуальных занятиях вы овладеете за несколько часов. Да, индивидуальный преподаватель бывает дороже, но, во-первых, не всегда – языковые школы берут порой довольно большие деньги, ведь им надо оплачивать помещение, административных работников и все такое, плюс получать прибыль, так что учителю платят лишь небольшой процент от той суммы, которую вы отдаете школе. Во-вторых, даже если вы заплатите за индивидуальные занятия больше, с учетом скорости и качества обучения вы все равно сэкономите, и немало. Поэтому я, хоть убейте, не вижу преимуществ хождения на такие курсы. Сама я для изучения языка предпочитаю нанять преподавателя, хотя бы на полтора-два часа в неделю, и параллельно заниматься самостоятельно, используя материалы из интернета и общаясь на изучаемом языке в Скайпе.

33 комментариев к “Почему курсы английского – пустая трата времени
  1. Лидия

    Подписываюсь под каждым словом!!!

  2. Marina

    Thank you very much! Very usefull website!!

  3. Олег

    «..Превращаются в лайт-версию детсадовской группы» — это очень точное определение! Языковые курсы по своей форме — это все тот же урок в средней общеобразовательной школе.

  4. Антон

    I disagree with your opinion about english classes. I go to special course in MGIMO. First time i met with it when i had low-low pre-intermediate level. Now i have good intermediate. It took me half a year and 8000 rubles. All depends on what kind of course do you have and of course where.

    • Аноним

      Ну, честно говоря. ошибок у Вас немало и слишком простых…
      Видимо, курсы не так уж много следили за четкостью выполения заданий

      • Валентина

        Как жаль, что Вы не назвали их. Я насчитала только две! ,после трех лет обучения на трех различных курсах! Ничто не помогает и никто! На частные уроки пока нет денег, к сожалению!

  5. Ellie

    Well, the best way to check if the courses are useful or not is to work as a teacher yourself:))) It really takes the teacher hell of time and energy to get ready for the lesson, and he or she gets approximately one fourth — or even less — of the total sum that all the students pay. You must have been really lucky if you managed to come across the group and that very teacher teacher that really suits you, but plenty of my own students gave up English courses just in order to find a tutor. That explains the general tendency, doesn’t it? :)

    • Марина Борисова

      It certainly does. Moreover, I, being a keen language learner myself, always try to find a tutor, at least for one or two hours a week.

  6. Ellie

    And — yes, the teacher of Anton’s group has forgotten to explain the embedded questions, the phrasal verb «to come across» and the articles. As for me, this kind of mistakes shows that very pre-intermediate level he mentioned:(, not the intermediate one. Alas.

  7. София

    Если вы плохо преподавали ,не значит что все теперь должны только с репетиторами))) Занималась на курсах в БигБен,преподаватель была просто умничка,обучение полностью на английском,все доступно и понятно,группа ровная была,всем общаться можно в группе только на английском,как можешь так и объясняйся,хоть жестами,тебя потом поправят,в какойто момент поймала себя на мысли что иду по улице и все свои мысли пытаюсь перевести на английский,если не получается пытаюсь перефрормулироватьнайти синонимы и перевести,мой разговорный продвинулся очень сильно,до этого занималась с репетитором,грамматика была а говорить не могла,всё от учителя зависит

    • Марина Борисова

      Вне всяких сомнений, всё зависит от учителя. Но подумайте: если вам повезло и вы нашли хорошего учителя, как он быстрее научит вас говорить — в группе или при индивидуальных занятиях?

      • Аноним

        Полностью согласен.

  8. Виктория

    Спасибо большое за статью. Совершенно согласна с ее содержанием. Если учитель действительно хорош и умеет донести до аудитории не только информацию, но и страсть, может появиться искушение заниматься языком только в аудитори, стараясь запомнить максимум и потом не тренироваться дома. Никогда не посещала курсов, поскольку мои увлечения языком носят временный характер — увлечения хватает на 10-12 занятий. К тому же, как Вы писали, заниматься индивидуально все лучше, чем коллективно. Заканчивала курсы операторов ЭВМ — в группе было 10 человек, достигших разного уровня работы с текстовым редактором MW.

  9. Ольга

    Очень нравится Ваш сайт, но позвольте не согласиться с этим постом. Я два раза ездила учиться на курсы в США, и та атмосфера, и умение с которым преподают учителя на языковых курсах очень помогают улучшить говорение. Язык — это живая субстанция, одним знанием грамматики сыт не будешь, нужно говорить и говорить, и когда ты в группе и все говорят на английском, волей не волей ты втягиваешься в этот процесс и практикуешь и практикуешь говорение. Беглого разговорного быстрее достигнуть на таких вот курсах, нежели один на один с преподавателем. ИМХО

    • Марина Борисова

      Здесь речь идёт исключительно о курсах английского в России, об обычных языковых школах, которых множество в каждом городе. Зарубежные курсы «с погружением» — другое дело.

  10. Руфана

    Думаю индивидуальные занятия эффективнее.

  11. Наталья

    Добрый день. Абсолютно согласна с автором статьи — групповые занятия — это трата времени. Тем, кто считает, что зависит все от преподавателя и кто-то достиг отличных результатов на курсах в Биг-Бэн могу как преподаватель сказать только одно: лично вам повезло, что вы с преподавателем общались на «одном языке» с точки зрения психологии. В каждой группе есть ученики, которые идеально находят точки соприкосновения с преподавателем, но людей много и все разные — а как же быть с остальными? Разумеется, преподавателей обучают всем техникам и приемам преподавания, но в действительности на каждого уходит несколько минут живой практики. Более того, взрослые люди редко признаются, что какую-то тем у не до конца поняли, а в практике это ой как хорошо видно, и хороший преподаватель остановится на этом человеке с целью повторного объяснения, а остальная группа ждет. Так что, уважаемые обучающиеся, не торопитесь во всех грехах обвинять преподавателей, просто поверьте, что система преподавания в группах — это гораздо хуже, чем индивидуальные занятия.

  12. Наталья

    Здравствуйте, я только только начала изучать язык, но полна вдохновения, в детстве учила и не выучила другой язык(
    Хочу сказать большое спасибо Вам за ваш труд!!!!!!!!!! Не удаляйте себя с сайта как планировали. Сайт просто супер!!!!Очень интересный!!! и в нем очень уютно как у в гостях у хорошего и обаятельного человека)))

    • Марина Борисова

      Спасибо за добрые слова! Я ни в коем случае не удалюсь с этого сайта, потому что это мой сайт и кроме меня его никто поддерживать не будет :)
      Даже наоборот, планирую ввести новые возможности: тест на знание английского (составляю его сейчас), уроки и другие приятные полезности.

  13. Светлана

    Присоединяюсь к Наталье «очень уютно как у в гостях у хорошего и обаятельного человека)))». Вас очень интересно читать. Спасибо большое за Ваш труд.

    • Марина Борисова

      Большое спасибо! Приложу все усилия, чтобы на сайте всегда было уютно и приятно находиться.

  14. Дарья

    Марина. вы всё верно разложили по полочкам, от себя хочу добавить что ещё и когда индивидуальное занятие оплачивается преподавателю не меньше, а то зачастую и больше, чем занятие групповое, то и старания соответствующие. Все мы люди и этот фактор тоже немаловажен, каким бы добросовестным преподаватель не был.

  15. Сергей

    Если честно, не понял о чём статья. Какие-то очевидные вещи расписаны, и всё. Если есть деньги на индивидуальные занятия — разумеется, они предпочтительнее. Так было всегда и так будет. Это не нуждается в каких-либо доказательствах. Аксиома.

    Но если у тебя есть мечта выучить английский, а сейчас ты работаешь на заводе в период жёсткого кризиса и получаешь 6,5 тыс в переводе на рос.руб.,, то об индивидуальном преподавателе говорить не приходится. Да, господа. Такова жизнь.
    С другой стороны, если искать кого-то за гроши, то можно нарваться на какого-нибудь школьного препода советской закалки, никогда не говорившего с носителями языка и заставляющего учить сонеты Шекспира в оригинале. Лучше уж курсы.

  16. Марина

    Помнится, в общеобразовательной школе если человек не догоняет со всем классом — он ходит дополнительно к репетитору.
    Если человек имеет способности к обучению выше среднего — этот же учитель дает ему дополнительные задания (или опять же репетитор). Таким образом, групповое обучение направлено на средний уровень, а не на самый слабый, как указано в статье.
    Групповое обучение дает возможность объективно оценить свои знания, сравнить со знаниями других, коммуницировать со всеми уровнями английского языка.
    К тому же и преподавать индивидуально намного легче, чем в группе. Так что не стОит так однозначно высказываться о групповом обучении.

  17. Александр Косов

    Марина, сайт полезный и интересный. но некоторые утверждения носят слишком категоричный характер. Например, выказывание «Почему курсы английского – пустая трата времени”
    .Я уверен, что тот высокий уровень знания языка, который Вы имеете — заслуга обучения в группах: Сначала Вы обучались в спецшколе, затем в ВУЗе, а там обучение проходило в группах..
    Тут дело не в противопоставлении индивидуального и группового, а в интенсивности занятий, мастерстве учителя и индивидуальных особенностях обучаемого.

  18. Дарья

    Хожу на курсы второй год. Для себя выбрала не сетевую школу. Экономия+ ближе к дому. Согласна, что атмосфера » воскресные посиделки с подружками». НО это не мешает изучению языка.
    По поводу разного уровня, согласна, вначале все разные, кто-то говорит, у кого-то словарный запас хороший, кто-то читает бегло, но замечали ли вы что через пол года отсеиваются слабые и ни к чему не стремящиеся ученики? У них просто нет ни результатов ни стремления их достичь, а деньги просто так и время никто не хочет тратить вот они и бросаю. Итог остаются люди почти одного уровня.
    Я за курсы руками и ногами, потому как я вижу результат других, как плохой так и хороший, я стремлюсь, я тянуть за сильными и не хочу быть в числе отстающих, для меня это самый серьезный стимул.
    Спасибо Вам Большое за сайт!!!

    • Марина Борисова

      И вам спасибо — что поделились мнением.

  19. Ice

    Очень интересно. Я на данный момент преподаю как индивидуально, так и в группах. И самой мне нравятся занятия индивидуальные, но бывают такие кейсы студентов, которые на единые с тобой вообще не пытаются даже что-то сделать, переносят занятия, с домашней тянут, а как только их переводишь в группу, тут же собираются, все делают, стараются, ибо стыдно перед другими) Anyway, Спасибо Вам за то, что делитесь опытом! Очень полезно !

  20. Svetlana

    Добрый день!
    Сайт очень понравился, спасибо.
    Возможно ли индивидуально заниматься с вами?

    • Марина Борисова

      В данный момент я не беру учеников, к сожалению.

  21. Румия

    П.С. Да, сама оба языка выучила на платных курсах, весьма довольна результатом. Базу английского правда получила в школе, но это был как раз пример негативный, потому что наша учительница была просто каким-то ахтунгом.

  22. Ангелина

    Марина, полностью согласна с Вами, так как сама являюсь преподавателем. Вот уже 8 лет работаю в школе, иногда (во время отпуска летом) работала на курсах. Подписываюсь под каждым Вашим словом! И хочу добавить слабую организацию курсов. Одна из организаций, куда меня пригласили работать на лето, управлялась моей знакомой, которая имела экономическое образование. Во время учебы она прошла курсы переводчиков и теперь преподает! Правда только малышам и детям до 7 класса, других она не берет — не хватает знаний и опыта. Со мной работали в «команде опытных педагогов высокой квалификации» (эта ложь с ее сайта) девушка-экономист, которая одно лето проработала в США в Макдональдсе — там она выучила язык!!! Работали также девушки-студентки. В общем, методики нет никакой!
    В другой организации я увидела почти то же самое, правда директор — женщина, окончившая ФИЯ, но не преподававшая ни одного дня ни в школе, ни где бы то еще. Среди опять-таки «опытных преподавателей» был носитель языка (экономист-афроамериканец), мужчина, проживший в США некоторое время, девочки-студентки. Опять НИКАКОЙ МЕТОДИКИ я не увидела! А ведь люди идут на курсы, чтобы получить знания, и платят денежки, иногда весьма хорошие!
    Я ни в коем случае не делаю рекламу себе, но клиентам необходимо спрашивать, что за преподаватели работают. Для директоров курсов сами курсы — бизнес, им неважно, как, им важны деньги. Они не особо держатся за преподавателей, да и опытные учителя к ним и не пойдут в 70% случаев, если только не пригласят, как меня.

    • Марина Борисова

      Спасибо, что поделились опытом. Это же, к сожалению, наблюдаю и я. Хотя сама я последние пару лет не преподаю даже индивидуально, но, судя по рассказам знакомых, ситуация и сейчас не изменилась — очень много предложений, а шансов, что повезёт с курсами, всё меньше.

Добавить комментарий для Дарья Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>